НОРМА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
1 класс.
2 четверть: меньше 10 слов - "2", 10-15 слов - "3", 16-20 слов "4", больше 20 слов - "5".
3 четверть: меньше 20 слов "2", 20-25 слов "3", 26-35 слов "4", больше 35 слов "5".
4 четверть: меньше 25слов "2", 25-30 слов "3", 31-40 слов "4", больше 40 слов "5".
2 класс
1 четверть : меньше 25 слов "2", 25-34 слов "3", 35 - 45 слов "4", больше 45 слов "5".
2 четверть: меньше 25 слов - "2", 25-39 слов - "3", 40 - 55 слов "4", больше 55 слов - "5".
3 четверть: меньше 35 слов "2", 35-49 слов "3", 50-65 слов "4", больше 65 слов "5".
4 четверть:меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55-70 слов "4", больше 70 слов "5".
3 класс
1 четверть : меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55 - 70 слов "4", больше 70 слов "5".
2 четверть: меньше 45 слов - "2", 45-59 слов - "3", 60 - 75 слов "4", больше 75 слов - "5".
3 четверть: меньше 55 слов "2", 55-69 слов "3", 70-85 слов "4", больше 85 слов "5".
4 четверть: меньше 60слов "2", 60-74 слова "3", 75-90 слов "4", больше 90 слов "5".
4класс
1 четверть : меньше 65 слов "2", 65-74 слов "3", 75 -90 слов "4", больше 90 слов "5".
2 четверть: меньше 70 слов - "2", 70-84 слов - "3", 85 -100 слов "4", больше 100 слов - "5".
3 четверть: меньше 80 слов "2", 80 - 94 слов "3", 95-110 слов "4", больше 110 слов "5".
4 четверть: меньше 90 слов "2", 90-104 слова "3", 105-120 слов "4", больше 120 слов "5".
Упражнения для
улучшения техники чтения
Чтобы научить
своего ребенка быстрому и легкому чтению, родители могут воспользоваться
следующими приемами.
1. Сделайте чтение
для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки,
пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить,
вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.
2. Организуйте дома
просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле.
Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, - все, что нужно
для поддержки в освоении техники чтения.
3. Предлагайте
ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать
знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно
незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в
процессе улучшения техники чтения.
4. Используйте
прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним
- про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуации
проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой,
скованностью, напряжением.
5. Интересный прием
для тренировки навыка чтения "Секретное письмо". На большом листе
бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой
свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь
ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь
лист. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы,
неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка. Так процесс чтения
и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким
необычным способом слова хорошо запоминаются.
6. Устраивайте для
своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка
поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро
прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить
технику чтения. Можно использовать следующие упражнения:
Многократное чтение
Школьнику
предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого
ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение
этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он
дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во
второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на
5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у
ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого
делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают
четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не
должны "проглатываться" ребенком, а должны четко проговариваться.
Упражнение длится не более 30 секунд.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть
текста
Школьник читает
отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст,
но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно". Ваш ученик
прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок
переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо.
Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок
текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на
незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его
возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения
длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три
недели чтение ребенка заметно улучшится.
Следующее упражнение "Бросок – засечка"
Его цель – развитие
зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:
Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде
"Бросок". Когда раздается команда "Засечка" читатель
отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при
этом остаются на коленях. По команде "Бросок” ребенок должен отыскать
глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух.
Это упражнение может длиться около 5 минут.
Для повышения верхней границы индивидуального
диапазона скорости чтения применяется упражнение "Молния"
Его смысл - в
чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной
ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально
ускоренном режиме осуществляется по команде учителя "Молния!” и
продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/.
Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при
этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
Методика "Анаграммы" (по книге В. Эдигей
"Учись читать, малыш!" Киев 1994 г.)
Предложите ребенку
прочитать первый текст, скажите ему, что это специальный шифр, и ему надо
расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять
написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Можете взять карандаш и показать
в первом предложении, какие буквы куда переместились и где их место. Обратите
внимание ребенка на то, что название может подсказать, о чем идет речь в самом
тексте. Попробуйте читать через слово, одно слово ребенку, одно читайте сами.
Когда вы прочитаете половину первого текста, остановитесь и перейдите к ответу,
т.е. к нормальному тексту, выберете тот же текст, который вы только что читали
и предложите ребенку прочитать его как можно быстрее. Очень часто дети говорят,
что при чтении нормального текста у них появляется ощущение, как будто их глаза
скользят с горки, читать становится очень легко. Эта техника позволяет очень
быстро улучшить скорость чтения ребенка.
1.На келыбар.
Ратеяб лоишп
тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой.
Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.
2.никУче.
реЮ месь тел.
ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател
непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!
3. В селу.
ляотС кийраж недь.
горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в
стугых теввях? аД отэ жырая лебка!
4.соЛь.
соЛь – снелой
тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел
лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.
5.амиЗ.
тятоС зоромные
киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак.
инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!
6.ныСнейж чайзик.
неДь лыб плыйтё.
генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан.
У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.
Ответы.
1. На рыбалке.
Ребята
пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять
окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.
2. Ученик.
Юре
семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель.
Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.
3.В лесу.
Стоял
жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой
зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!
4. Лось.
Лось
– лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить
в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.
5.Зима.
Стоят
морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут
на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!
6.Снежный зайчик.
День
был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить
снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.